На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Очевидная история

Часто мы привычное воспринимаем как изначально данное.

Изучая историю, по обыкновению оперируем понятием «время», которое привязываем к годам, месяцам, дням.  Хорошим знанием истории считается знание даты когда произошло то или иное событие.

Но всегда ли это привычное было данным?

Если заглянуть в Историю России написанную Татищевым Василием Никитичем ( 1732 г), то мы найдем главу с названием «О счислении времени и начале года».

И что же про время нам расскажет Василий Никитич?

В первом абзаце читаем, на первый взгляд, понятное определение: «1. В хронологии потребность. Хронология у греков означает на нашем языке времясказание, но мы обвыкли именовать летосказание; правильнее же и точнее, думается, именовать  времясчисление. Это есть во всех повестях столь нужное обстоятельство, что без оного никакая повесть ясна и внятна быть не может, ибо при всяком деянии нужно знать время: не только год, месяц, день, иногда и час - которое необходимо к подлинному познанию обстоятельств. Басни же или романы хронологии не требуют, из-за того и настоящая история без указания дат за басни почесться может.»

Хронология.


Летосказание. 

№ 8. Константин Мономах созывает совет и назначает послов в Киев.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE  

Все кажется обычным и понятным. Но если читая помнить, что в книге пойдет речь про историю России, то можно, например, предположить, что наши предки записывая «летосказания» не утруждали себя уточнением, когда именно происходило то или иное событие. Что для последующих историков давало различные возможности  интерпретации,  в зависимости от целей  -  для чего и для кого писалась история России. 

Но пора перейти к следующему абзацу. Читаем: «2. Разные годы. Год лунный. Год солнечный. Различные календари. Счисление лет хотя из самой древности во всех народах употребляемо, но с великою разностию и в разных отношениях, а именно: 1) долгота года, 2) начало оного, 3) причина, от которой счисление лет начинается, которое именуется эпоха. Долгота или продолжительность года у древних народов счислялось весьма разно. У халдеев и египтян сперва год был не более как 1 месяц, о чем говорит Гассендий в Календаре римском; 1 у ибериев 4 месяца, у аркадиев три месяца, у персиян 365 дней, у латинов 13 месяцев, у римлян во время Ромула 10 месяцев, у евреев хотя 12 месяцев, но лунных, Юлий Цесарь исчислил 365 дней и 5 часов. Ныне новый астрономический календарь счисляет год по движению солнца, как оное снова к той же звезде придет. Оное время, по счислению Бланхина, 365 дней 5 минут 49 секунд, по новому 365 дней 5 часов 49 минут 50 секунд, из-за чего ныне разность нового календаря со старым уже до 12 дней стала.»

Год лунный

Год солнечный

http://diletant.ru/articles/23354715/?sphrase_id=1384032

Оказывается, даже если мы знаем время события, то это время еще должно быть точно переведено во временные современные координаты.  Будем надеяться, что историки это уже сделали и сделали зная, как это правильно выполняется.  Но даже само указание на эти различие по времени в книге ( 1732 г)  говорит о том, что была еще большая нужда разъяснять,  как эту работу нужно делать.

Если же вам удалось точно перевести год, то следующим испытанием при привязке по времени вас ждет месяц: «Начало года. Начало года также у разных народов разное, взирая на долготу года, полагаю, но у счисляющих 12 и 13 месяцев в начале весны, то есть от 1-го марта, у других точно от равноденствия, у иных в первое новолуние по равноденствии, другие в осень, как то у римлян с 29 августа, а Константин Великий положил 1-го сентября. У нас по временам переменялось и разделялось.»

http://www.evpatori.ru/istoriya-russkogo-kalendarya-i-novogo-goda.html

Ну и это еще не все: «Эпоха. Греческая. Калвизиева. Лютерова. Магометанский. Эпохи или времена, от которых счисление лет происходили, в самой древности у египтян, ассирийцев и у еврей исчисляли только по летам владетелей, как и ныне в Китаях и Индии счисляется, у римлян от построения Рима, у греков олимпиадами от лет олимпической игры. Потом иудеи, греки и римляне стали исчислять по Библии от сотворения мира. Однако ж оное исчисление разно. Кальвизий Сетус,3 бывший в Лейпциге астрономом, за наилучшего исчислителя по Библии у всех почитается. По его счислению ныне 5678-й, а по греческому 7237-й. Рождение Христово по Калвизиеву счислению произошло 3947-го, по Лютерову 3970-го, по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет, которое Димитрий Ростовский в Келейном его летописце трудился исправить и погрешность изъяснить, но оставил неисполненным. Магометане исчисляют их эпоху от бега Магометова в Медину, что учинилось после Христа в 622-м году, в сентябре, и потому по их счислению ныне [в 1749 году] идет 1127 год.»

Думается, всё это перевели один раз. Последующим же  было лень перепроверять. Тем более, даже если найдешь ошибки, то все равно будет невозможно поменять уже имеющиеся представления и привязки по годам.

 А теперь про Русское время исчисление:  «Сентября начало. Генварь. Какое счисление времени до принятия веры христовы наши предки имели, о том ничего написанного не имеем, кроме что Байер в Комментариях Академии в томе III-м о скифах показал, в котором, может, у славян заключается начало года с весны. После принятия веры стали у нас числить от начала мира, но в 7208-м Петр Великий, оное оставив, повелел числить от Христа 1700 лет. Начало же года у нас сперва счислялось от весны, точно так, как, думаю, у оставшихся в идолопоклонничестве сарматов - от новолуния после равноденствия, как до сих пор вотяки, вогуличи, черемиса и прочие, или по сошествии снега в северных пределах в первое новолуние сходясь, молятся и торжествуют. После принятия веры христовы церковный год счисляли от первого марта, а гражданский от первого сентября, но историки более древнее начало с весны употребляли, как у Нестора и последователей его видно, от дня Пасхи год начинали. И хотя они точно о начале года не поминают, но так как они в сказаниях не только числа месяцев, но дни седмичные и святых упоминают, то оное начало достаточно видимо. В 1342-м при митрополите Феогносте в прении о начале года, приключившемся на соборе в Москве, решено и положено как церковный, так гражданский год начинать сентемврия от первого числа, а в 1700-м повелено счислять от первого геннуария. Однако ж видим, что одному событию разные историки разное время указывали, чему в пример ч. II, н. 646.

 6. Смятение истории. Вышеобъявленная троякая разность начала года причина смятения лет в истории русской, что в разных манускриптах одно дело в разных годах положено, 1, 2, и 3 года после, нежели в другом; ибо как переписчики, видя месяцы и числа по переменению начала года, один те месяцы приложил к прошедшему, другой к наступающему, и тем нанесли разность.

Другое смятение, как писатели стали по разным местам писать, то один ближайший в том году, как учинилось, положил, а другой, после уведав, год и 2 после внес и с разными обстоятельствами описал.

Третье, некоторые одну войну или какое приключение, продолжившееся чрез два или три года, по годам разделяли, а другой, не различая лет, в один год заключил, что и у Нестора видимо; например, о Печерском монастыре и его начале и продолжении, хотя времени более 10-ти лет было, в одном месте положено.

Четвертое, как некоторые из разных манускриптов сочиняли и, видя одно дело в разных годах с разными обстоятельствами описано, дважды внесли, да и такие, которым быть невозможно, например рождения и кончины по дважды кладены, которые мне весьма немало труда доставили, чтоб такие погрешности исправить. Для того я принужден был на все то время пасхальную табель сделать и по оной прямой год сыскивать, ибо они часто при числах месяца дни седмичные упоминали, например в понедельник 6-го апреля, иногда день и святого, для которого я опять принужден был всем святым роспись алфавитную сделать. Благодаря этому в сыскании правильного года настоящую правдивость установить было нетрудно, однако ж двойные сказания сложно распознать, доколе роспись алфавитная всех имен и обстоятельств сочинена не будет.

Пятое, многие князи имели по 2 имени, одно княжеское славянское, другое при крещении по святцам данное, как в гл. 4924 показано, и хотя они более княжескими именовались, но некоторые суеверные писатели, оставив те, данными при крещении именовали, а к тому, как князи часто владения переменяли, то иногда весьма трудно было дознаться, о ком говорят, ч. II, н. 382, 545.[1]»

Из вышеприведенного текста становится понятно, что не всё кажущееся нам очевидным в истории очевидно, и является достоверным фактом.

Те, кто писал летописи, писали их для своих современников. И современникам то, что  написано, было  понятно. Как людям, пережившим перестройку,  понятна фраза: «Борька опять работает с документами». Потомки могут понять её буквально. А те, кто помнят 90-е и время когда он так часто «работал с документами », знают и другое значение этой фразы.

Юлия Зубарева

Нина Кондратенко



[1] История Российская. Татищев Василий Никитич. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 8. О счислении времени и начале года. http://bibliotekar.ru/rusTatishcev/9.htm

Картина дня

наверх