Цель разработки:
1. Построить (спроектировать) учебный предмет Дизайн на основании «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн»
Задачи:
1. Перевести, на понимаемый педагогами язык, сложные понятия которые используются в «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн».
2. При «переводе» сложных понятий, не потерять теоретическое и практическое наполнение понятий.
3. Профессиональные модули на протяжении всего цикла обучения должны сформировать целостное знание о дизайне и целостное умение дизайнера. Для этого необходимо представить предмет дизайн как системный объект( в предмете). Далее системный объект должен быть разделен на знания и практики.
4. Составить Схему изучения Профессиональных модулей.
Гипотеза: Построить (спроектировать) дизайн как учебный СМД предмет нам позволяет, "заложенная" в Образовательную программу по специальности 072501 Дизайн, «Теория дизайна» разработанная Г.П.Щедровицким.
Объект «Теория дизайна»
Исследования:
1. Исследование теоретических работ, которые, по нашим предположениям, могли быть использованы в основании для создания Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн. Рис 1
2. Исследование современных работ по Теории дизайна. Рис 1
Методология:
Выделение Средств с помощью которых разрабатывалась Теории дизайна.
Мыследеятельностные средства, которые мы используем для организации нашей методологической работы (изображаем делаемое):
1. Схема Знания. http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/53
Схема Знания позволяет нам:
-организовать (собственное) мышление
- организовать пространство нашей работы,
-отделить объектно-онтологические пространство «Теория дизайна», от оргдеятельностного пространства исследуемых ( знаковых форм) "Знаний о Теориях дизайна"
Схема Знания:
2. Схема рефлексивного выхода.
Схема рефлексивного выхода позволяет нам выделать средства нашей мыслительной работы.
( ГП: "оргдеятельностные схемы на базе рефлексии или объектно-онтологические схемы на базе исследования")
Схема рефлексивного выхода:
Схематично наша работа может выглядеть как на рисунке 2. При этом «схема знания» выступает средством для создание схемы, которая будет использоваться как инструмент для проведения исследования ( ордеятельностно) и как схема для построения Знания о «Теории Дизайна» (объектно-онтологически).
Теория дизайна. Программа исследования:
1. "Теория дизайна" Г.П.Щедровицкий, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев и др. http://www.fondgp.ru/books/catalog/design
2. Тим Браун "Дизайн-мышление. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей"http://royallib.ru/.../dizayn_mishlenie_ot_razrabotki...
Дальнейшая наша работа будет содержать три относительно автономных пояса, расположенных по горизонталям один над другим:
1) пояс предметы и предметные организованности закрепляемые в коллективно-группового мыследействования
2) пояс методологии закрепляющейся в текстах, в предметных методологических средствах, предметной онтологии, в коммуникации.
3) пояс методологии с помощью которой строится методология предметов. Развертывающийся в схемах, средствах СМД, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п.
Работа организуется с верху вниз. Вверху находится пояс 3. С помощью 3-го пояса строится, 2-й пояс, а с помощью 2-го строится 1-й.
С помощью СМД методологии, мы строим методологию МД предмета, а методология предмета, строит МД предмет.
Для объяснения как мы понимаем разработку темы, мы выдели в поясе 3, 2 и 1, минимальное количество позиций и типов работ, которые необходимы для обеспечения дальнейшей работы
Позиционную карту включены позиции: Организатор, Исследователь, Методолог предмета, Разработчик предмета, Проектировщик (конструктор) предмета, Технолог предмета, Методиста предмета, Методиста разрабатывающего программу образования, Методиста создающего учебные средства, Методист конструирующий приемы обучения, Преподаватель.
Между позициями существуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи.
( это минимальный перечень позиций и работ)
ГП: "Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся у него либо средствами, либо управляющими регулятивами, либо составляющими объектов деятельности; а все это вместе образует единую систему кооперированной деятельности."
Организатор разработки (СМД-методолог):
• создает программу, оргпроект и планы разработки
• предвидит методологические, оргуправленческие «затруднения» и для них формулирует задание на исследования; а также организует разработку новых средств и методов мышления и деятельности для решения «задачи» построения «технологии разработки МД-предметов»
Позиция СМД-Методолога (2)
До организации межпредметной коммуникации оснащает исследователей:
• Техниками и средствами исследовательской работы.
Позиция Исследователя:
• Построение работ по исследованию.
• Выделение объективного содержания. Передача результатов СМД-методологу (2) и проектировщикам
Позиция СМД-Методолога (2) предмета:
• Конструирование схем и средств для разработки знаковых форм предметов и передача их проектировщикам (конструкторам) предметов
Позиция Проектировщика (конструктора) предмета:
• С помощью полученных средств (схем), «объективного содержания», полученного от исследователя, строит знание как «знаковую форму», замещающую объективное содержание
Позиция Разработчика:
• Построение объектно-онтологических и оргдеятельностных схем на базе выработанных проектировщиками «знаковых форм» и объективного содержания, полученного в результате исследований
• Работа со знаковой формой (знаковая форма изображает и представляет, кроме самой себя, объективное содержание).
• Отнесение полученной знаковой формы к объективному содержанию
Позиция Методолога (3) «нового предмета»:
• Обеспечение коммуникации для конструирования «новых» предметов и проверка их «качества» в «новой межпредметной» коммуникации. Построение средств для перевода «нового предмета» в «учебный предмет»
Позиция Методиста предмета
• Подготовка «учебного предмета» для трансляции
Остались позиции: Методиста разрабатывающего программу образования, Методиста создающего учебные средства, Методист конструирующий приемы обучения, Преподаватель. Понимание наполнения этих позиций мы возьмем в тексте ГП.
ГП Щедровицкий:" Чтобы строить программу образования и отдельные обеспечивающие ее учебные предметы и средства, нужно иметь представление о целях обучения и воспитания, нужно их сформулировать. И это тоже особая работа.
В системе педагогики появляется особая специальность педагога-проектировщика, разрабатывающего модель-проект человека будущего общества.
Если теперь все выделенные внутри «педагогического производства» специальности свести воедино, то получится схема 10.
Деятельность всех этих специалистов образует единую сферу, в которой все составляющие связаны и зависят друг от друга: конкретный проект, выражающий цели образования, нужно сформулировать, чтобы потом можно было построить программу обучения и воспитания; программа нужна, чтобы определить число, вид и связь тех учебных предметов, которые должны быть включены в систему образования; в зависимости от характера учебных средств строятся те приемы и способы обучения, которые обеспечивают передачу средств учащимся.
Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся у него либо средствами, либо управляющими регулятивами, либо составляющими объектов деятельности; а все это вместе образует единую систему кооперированной деятельности.
В условиях быстро развивающегося общества методическая работа строится не в виде спорадически возникающих вспышек, как это описано выше, а ведется специальными институтами постоянно; но она все равно может быть направлена лишь на то, чтобы менять существующую систему обучения и воспитания — по частям или сразу во всей системе"
Поставленная задача ( цель) разработки: Построить (спроектировать) учебный предмет Дизайн на основании «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн».
*Из Позиции «Организатор разработки»:
Сделано: Построена позиционная карта участников разработки.