На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зубарева Ю.П. СМД Предмет- Дизайн. Начало работы.

Цель разработки:

1. Построить (спроектировать)  учебный предмет Дизайн на основании «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн»

Задачи:

1. Перевести, на понимаемый педагогами язык, сложные понятия которые используются в «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн».

http://smdmetodologiya.mirtesen.ru/blog/43785194501/Obrazovatelnaya-programma-po-spetsialnosti-072501-Dizayn

2. При «переводе» сложных понятий, не потерять  теоретическое  и практическое наполнение понятий.

3. Профессиональные модули на протяжении всего цикла обучения должны сформировать целостное знание о дизайне и целостное умение дизайнера. Для этого необходимо представить предмет дизайн как системный объект( в предмете).  Далее системный объект должен быть разделен на знания  и практики.  

4. Составить Схему изучения Профессиональных модулей.

Гипотеза:  Построить (спроектировать)  дизайн как учебный СМД предмет нам позволяет, "заложенная" в  Образовательную программу по специальности 072501 Дизайн, «Теория дизайна» разработанная Г.П.Щедровицким. 

http://smdmetodologiya.mirtesen.ru/blog/43166917291/G.P.-SCHedrovitskiy.-Metodologicheskaya-kartina-dizayna

Объект «Теория дизайна»
Исследования: 
1. Исследование теоретических работ, которые, по нашим предположениям, могли быть использованы в основании для создания Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн. Рис 1
2. Исследование современных работ по Теории дизайна. Рис 1

Методология:
Выделение Средств с помощью которых разрабатывалась Теории дизайна. 

 Мыследеятельностные средства, которые мы используем для организации нашей методологической работы (изображаем делаемое):

1. Схема Знания. http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/53
Схема Знания позволяет нам: 
-организовать (собственное) мышление
- организовать пространство нашей работы,
-отделить объектно-онтологические пространство «Теория дизайна», от оргдеятельностного пространства исследуемых ( знаковых форм) "Знаний о Теориях дизайна" 
Схема Знания:

2. Схема рефлексивного выхода. 
Схема рефлексивного выхода позволяет нам выделать средства нашей мыслительной работы. 
( ГП: "оргдеятельностные схемы на базе рефлексии или объектно-онтологические схемы на базе исследования")
Схема рефлексивного выхода:

 

 Схематично наша работа может выглядеть как на рисунке 2. При этом «схема знания» выступает средством для создание схемы, которая будет использоваться как инструмент для проведения исследования ( ордеятельностно) и как схема для построения Знания о «Теории Дизайна» (объектно-онтологически).

 Теория дизайна. Программа исследования:
1. "Теория дизайна" Г.П.Щедровицкий, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев и др. http://www.fondgp.ru/books/catalog/design 
2. Тим Браун "Дизайн-мышление. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей"http://royallib.ru/.../dizayn_mishlenie_ot_razrabotki...

 Дальнейшая наша работа будет содержать три относительно автономных пояса, расположенных по горизонталям один над другим: 
1) пояс предметы и предметные организованности закрепляемые в коллективно-группового мыследействования 
2) пояс методологии закрепляющейся в текстах, в предметных методологических средствах, предметной онтологии, в коммуникации. 
3) пояс методологии с помощью которой строится методология предметов. Развертывающийся в схемах, средствах СМД, формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п.

Работа организуется с верху вниз. Вверху находится пояс 3. С помощью 3-го пояса строится, 2-й пояс, а с помощью 2-го строится 1-й. 
С помощью СМД методологии, мы строим методологию МД предмета, а методология предмета, строит МД предмет.

Для объяснения как мы понимаем разработку темы, мы выдели в поясе 3, 2 и 1, минимальное количество позиций и типов работ, которые необходимы для обеспечения дальнейшей работы

 Позиционную карту включены позиции: Организатор, Исследователь, Методолог предмета, Разработчик предмета, Проектировщик (конструктор) предмета, Технолог предмета, Методиста предмета, Методиста разрабатывающего программу образования, Методиста создающего учебные средства, Методист конструирующий приемы обучения, Преподаватель.

 Между позициями существуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи.
( это минимальный перечень позиций и работ) 
ГП: "Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся у него либо средствами, либо управляющими регулятивами, либо составляющими объектов деятельности; а все это вместе образует единую систему кооперированной деятельности."

 Организатор разработки (СМД-методолог):
• создает программу, оргпроект и планы разработки 
• предвидит методологические, оргуправленческие «затруднения» и для них формулирует задание на исследования; а также организует разработку новых средств и методов мышления и деятельности для решения «задачи» построения «технологии разработки МД-предметов»

Позиция СМД-Методолога (2) 
До организации межпредметной коммуникации оснащает исследователей:
• Техниками и средствами исследовательской работы.

Позиция Исследователя:

• Построение работ по исследованию. 
• Выделение объективного содержания. Передача результатов СМД-методологу (2) и проектировщикам

Позиция СМД-Методолога (2) предмета:

• Конструирование схем и средств для разработки знаковых форм предметов и передача их проектировщикам (конструкторам) предметов

Позиция Проектировщика (конструктора) предмета:

• С помощью полученных средств (схем), «объективного содержания», полученного от исследователя, строит знание как «знаковую форму», замещающую объективное содержание

Позиция Разработчика:

• Построение объектно-онтологических и оргдеятельностных схем на базе выработанных проектировщиками «знаковых форм» и объективного содержания, полученного в результате исследований 
• Работа со знаковой формой (знаковая форма изображает и представляет, кроме самой себя, объективное содержание).
• Отнесение полученной знаковой формы к объективному содержанию

Позиция Методолога (3) «нового предмета»:

• Обеспечение коммуникации для конструирования «новых» предметов и проверка их «качества» в «новой межпредметной» коммуникации. Построение средств для перевода «нового предмета» в «учебный предмет»

Позиция Методиста предмета

• Подготовка «учебного предмета» для трансляции

 

 Остались позиции: Методиста разрабатывающего программу образования, Методиста создающего учебные средства, Методист конструирующий приемы обучения, Преподаватель. Понимание наполнения этих позиций мы возьмем в тексте ГП. 
ГП Щедровицкий:" Чтобы строить программу образования и отдельные обеспечивающие ее учебные предметы и средства, нужно иметь представление о целях обучения и воспитания, нужно их сформулировать. И это тоже особая работа.
В системе педагогики появляется особая специальность педагога-проектировщика, разрабатывающего модель-проект человека будущего общества.
Если теперь все выделенные внутри «педагогического производства» специальности свести воедино, то получится схема 10.


Деятельность всех этих специалистов образует единую сферу, в которой все составляющие связаны и зависят друг от друга: конкретный проект, выражающий цели образования, нужно сформулировать, чтобы потом можно было построить программу обучения и воспитания; программа нужна, чтобы определить число, вид и связь тех учебных предметов, которые должны быть включены в систему образования; в зависимости от характера учебных средств строятся те приемы и способы обучения, которые обеспечивают передачу средств учащимся.
Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся у него либо средствами, либо управляющими регулятивами, либо составляющими объектов деятельности; а все это вместе образует единую систему кооперированной деятельности.
В условиях быстро развивающегося общества методическая работа строится не в виде спорадически возникающих вспышек, как это описано выше, а ведется специальными институтами постоянно; но она все равно может быть направлена лишь на то, чтобы менять существующую систему обучения и воспитания — по частям или сразу во всей системе"

 Поставленная задача ( цель) разработки: Построить (спроектировать) учебный предмет Дизайн на основании «Образовательной программы по специальности 072501 Дизайн».

 *Из Позиции «Организатор разработки»
Сделано: Построена позиционная карта участников разработки.

Картина дня

наверх